Виктория Ладыгина
Директор Dynamic Brands
Забудьте стереотип “дизайнер — тот, кто рисует картинки в Corel”. По‑настоящему сильный дизайнер — это тот, кто меняет саму картину мира.
В чём фокус? Настоящие дизайнеры живут в мире метафор: для них стол — это не обязательно просто стол. Например, он может выглядеть как канцелярская скобка! И эта метафора неожиданно подсказывает, что семейные ужины — это скрепки, которые скрепляют людей вместе.
Фото: Московский музей дизайна
По правде говоря, среди дизайнеров полно “упоротых” фантазёров, которые так и не смогли передоговориться с миром. Их идеи либо слишком опережают время, либо просто не нужны людям. Это напрямую связано с бизнесом и продажами: компания тоже может быть уверена, что её продукт — “бесценное открытие”, но часто в картине мира клиента этого продукта просто нет! Или продукт не соответствует дизайну принятой картины мира человека. Он живёт дальше и не испытывает нехватки, пока кто-то не “передоговорился” с ним о значениях и желаниях.
Почему это важно нам, потребителям? Дизайнеры позволяют себе и нам видеть мир гибче. Они показывают: предметы и функциональность — это всего лишь наша договорённость. Захотели — договорились иначе. Это возможность не стоять на одном месте, а испытывать новые эмоции, приходить к новым смыслам и идеям. Стоит дизайнеру сыграть с привычными смыслами, сделать новые приёмы красивыми, эффектными — и аудитория готова принять иную реальность.
Пластик — благодатная почва для дизайнера, хотя бы потому что он пластичен, из него делают практически все. Но без вмешательства дизайнера и этот материал не заиграет. Дизайнер берёт его — превращает в “ебурет”, в вазу, в странный подсвечник, в футуристичный корпус для компьютера, в новое украшение!
Я спросила у куратора выставки “Век пластика”: как понять, что какой-то объект — это ценный предмет дизайна?
Ответ был:
— Продано? Значит, предмет дизайна. Сделал “громкое” имя — уже аргумент. А если объект оценил авторитетный совет (например, союз дизайнеров России) — это тоже доказательство.
Но лично для меня объект становится ценным, когда дизайнер находит новую метафору, трансформирует суть предмета так, что с этим соглашается мир. Люди договариваются, что теперь это вот так. И — мир изменился.
Кейс: Как редизайн упаковки становится ключом к успеху продукта